Как театр начинается с вешалки, так и первое впечатление о водителе дает его рабочая поза. Управление автомобилем — работа, и, чтобы делать ее хорошо, водитель должен сидеть удобно. Обычно, когда описывают оптимальное положение человека за рулем, приводят значения углов, которые при этом образуют звенья тела водителя (рис. 1). Такой подход удобен конструктору, когда он проектирует размещение водителя в автомобиле. Водитель не имеет угломера, но у него есть ощущение «удобно ли ему». Поэтому полезно знать: какие ощущения вызывает отклонение позы от оптимальной, как это мешает выполнению операций с органами управ ления и какие последствия в виде профессиональных заболеваний могут наступить в этом случае.
Оптимальной позе соответствует наиболее естественное взаимное положение звеньев тела (рис. 2).
Рис. 1 и 2. Оптимальная поза водителя легкового автомобиля
В этом случае напряжение мышц, поддерживающих позу, является также естественным. Соответственно, скорость развития процессов утомлениямышц естественная, и пребывание за рулем, в пределах допустимого усло виями безопасности времени, не вызывает появления болевых ощущений. Отклонение позы от оптимума приводит к увеличению напряжения позных мышц, и чем оно выше, тем раньше появится боль.
Почему необходимо сидеть, наклонив туловище назад? При ходьбе мы смотрим на некоторое расстояние перед собой, которому соответствует естественный наклон головы. Автомобиль перемещается быстрее челове ка, поэтому «точку взора» приходится переносить далеко вперед, меняя наклон головы. Чтобы сохранить наклон головы естественным, необхо димо наклонить туловище назад. Другая причина — необходимость опо ры для тела. Понять важность этого можно, посидев на табурете, вытя нув ноги вперед и держа туловище вертикально. Когда спинка сиденья на клонена назад, вес туловища прижимает его к спинке и напряжение мышц остается естественным. Наклоняя спинку сиденья вперед или назад отно сительно оптимального положения, мы можем ожидать появления болевых ощущений в области шеи, мышц плечевого пояса, спины. В оптимальной позе сохраняются и естественные изгибы позвоночника, который является «пружиной», амортизирующей вертикальные толчки Роль упругих элементов играют межпозвоночные диски, которые в есте ственном положении нагружаются равномерно.
Типичные ошибки — смещение таза вперед, наклон туловища вперед. В этих случаях спина принимает округлую форму (рис. 3, 4).
Рис. 3. «Круглая» спина в результате смещения таза вперед
При этом задняя часть межпозвоночного диска разгружается, передавая всю нагрузку на его переднюю часть. А это равносильно тому, что Вам по ложили на плечи груз равный от половины до полного веса Вашего тела. Результат — перегрузка передней части межпозвоночного диска, в ре-зультате которой он деформируется, теряя возможность амортизировать толчки. Одновременно межпозвоночный диск выдавливается к задней ча сти позвоночника и начинает давить на проходящие внутри него нервы. В итоге возникают заболевания позвоночника. Одно из них — радикулит. Он является профессиональным заболеванием водителей. Уменьшить риск таких заболеваний помогают современные спинки сидений, оснащенные устройством, позволяющим регулировать высоту и величину выпуклости спинки, чтобы ее можно было подогнать к естественным изгибам позвоночника различных пользователей.
Рис. 4 "Круглая" спина, наклон вперед, согнутые руки и ноги в результате наклона туловища вперед
Угол между бедром и туловищем влияет на естественное положение вну тренних органов. Когда он меньше требуемого, происходит их сжатие, вы зывающее болевые ощущения. Причинами сжатия органов в брюшной по лости могут быть: большой наклон подушки сиденья назад, наклон туловища вперед, как показано на рис. 4, маленький наклон спинки сиденья и согнутые ноги, как на рис. 5.
Рис. 5. Наклон вперед, согнутые руки и ноги
Удобство положения ног зависит от угла их изгиба в колене: чем угол боль ше, тем лучше, но все же его величина ограничивается возможностью на-жать на педаль сцепления «до пола». При этом колено должно оставаться чуть-чуть согнутым, а угол в голеностопе близок к прямому. Положение рук, позволяющее реализовать оптимальную технику руления, к сожалению, не является естественным: их руки стоящего человека опущены вдоль туло вища. Оптимальное положение рук водителя легкового автомобиля близ ко к горизонтальному. В локте руки должны быть согнуты настолько, чтобы при повороте рулевого колеса рука, держащая его в верхней точке, остава лась чуть-чуть согнутой, а туловище оставалось неподвижным. Отклонение от естественного положения рук является ценой, которую необходимо за-платить за возможность реализации оптимальной техники руления, о которой мы поговорим на следующем занятии.
Если представить рулевое колесо в виде большого циферблата, то опти мальное положение рук на рулевом колесе: между «9 и 10 часами» — левая, между «2 и 3 часами» — правая. Чтобы рулевое колесо было удоб но держать, поперечная спица в нейтральном положении рулевого коле са должна располагаться горизонтально. При этом создаются наилучшие условия для считывания показаний приборов. Наклон туловища не должен также изменяться и при перемещении других органов управления, прежде всего рычага КП. Конструкторы позаботились также о том, чтобы водитель, находящийся в оптимальной позе, имел наилучшие условия для на блюдения за дорогой.
Распространенная ошибка водителей заключается в том, что в случае опасности значительная часть из них изменяет свою позу в худшую сто-рону. Связано это с естественной реакцией на опасность, которая заключается в напряжении мышц и стремлении «сжаться в комок». Поэтому во-дитель «ложится грудью на руль», лишая себя последней возможности исправить положение. Надо научиться «упираться в руль», прижимая туло-вище к спинке сиденья, сохранив тем самым оптимальную позу. Для нахождения своей индивидуальной оптимальной позы необходимо учиться анализировать свои ощущения. Все проявления неудобства надо ликвидировать, используя имеющиеся в автомобиле регулировки, подбирая опти мальное положение сиденья относительно органов управления. Когда ра бочее место водителя имеет только две регулировки: продольное перемещение сидения и наклон его спинки – будьте готовы к тому, что в зависимости от особенностей Вашего телосложения, полного оптимума достичь не удасться.
В заключение этого урока рассмотрим последовательность выполнении регулировок при занятии оптимального положения за рулем, приведенную на рис. 6. Сначала, если сиденье перемещается по высоте, необходимо выбрать эту регулировку. Изменяя положение сиденья по высоте, мы можем оптимизировать положение глаз. При этом необходимо следить, чтобы при перемещении сиденья вверх зазор между бедрами и ободом рулевого колеса не уменьшился настолько, что это будет мешать его вращению. Далее следует отрегулировать положение сидения по горизонтали (рис. 6а). Желательно установить его как можно дальше от руля, но настолько, чтобы при полностью выжатой педали сцепления левая нога оставалась чуть согнутой в колене и, самое главное, не должно возникать ощущение неудобства из-за того, что приходится тянуться за педалью. Регулируя наклон спинки сиденья (рис. 66) необходимо учитывать то, что при ее оптимальном наклоне на угол 15-25п туловище опирается на спинку и Вы не ощущаете напряжения мышц спины, плечевого пояса и шеи.
Рис. 6. Последовательность регулирования при занятии водителем оптимальной позы
После этого необходимо уточнить наклон спинки сиденья (рис. 6в). Для этого необходимо взяться за руль в его самой удаленной точке. При этом рука должна быть слегка согнута и отсутствовала необходимость на клоняться вперед. Чтобы проверить досягаемость рычага переключения передач, необходимо правой рукой переместить его до упора вправо и вперед. При этом рука должна остаться чуть-чуть согнутой. Для большей точности следует пристегнуться ремнем безопасности (рис. 6г).
Если окажется, что при выбранном положении сиденья не удается обеспе чить положение руля в зоне досягаемости Ваших рук, подбор удобной ра бочей позы следует продолжить в следующей последовательности. Зозможно, на Вашем автомобиле изменяются положение и наклон руля. В этом случае необходимо воспользоваться этими регулировками. При этом необходимо обратить внимание на то, чтобы обод руля не закрывал приборы. Если с помощью изменения положения рулевого колеса не уда ется решить задачу его досягаемости слегка согнутой рукой или такие ре гулировки отсутствуют, необходимо в пределах комфортного значения (15-25°) уменьшить наклон спинки сиденья. Однако и это может оказать ся недостаточным. В этом случае придется двигать сиденье вперед. При этом углы в коленных суставах уменьшатся и поза станет менее удобной. К сожалению, это плата за то, чтобы руль и рычаг переключения передач находились в зоне досягаемости рук водителя, что более важно в сравнении с некоторым неудобством положения ног. Для завершения регулировок рабочего места водителя необходимо установить высоту подголов ника (рис. 6д). Его верхняя часть должна находиться на уровне макушки. Окончательную доводку рабочей позы возможно сделать только в процес се непродолжительной поездки.
Рис 6. Последовательность регулирования при занятии водителем оптимальной позы.
Майборода О.В. «Искусство управления автомобилем. Как предотвращать нештатные ситуации: учебное пособие водителя автотранспортных средств категории «В».М: МААШ, 2009 – 106 стр.
Хочу поблагодарить коллектив автошколы Авангард-Авто/
Ольга Алексеевна прекрасный преподаватель теории, все понятно объясняет! Ильгизар Накип...